Контактная информация организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь, медицинские и социальные услуги несовершеннолетним гражданам и их родителям
«Горячая линия» для сообщения информации о детях, находящихся в социально опасной ситуации» — 24.06.2022 09:09
В комитете образования администрации городского округа «Город Чита» работает «Горячая линия» для сообщения информации о детях, находящихся в социально опасной ситуации.
Телефон:
- 8(3022) 32-41-13
- 8(3022) 32-01-53
- 8(3022) 35-49-76
- Телефон доверия для детей, подростков и их родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации 8-800-2000-122
- Телефон доверия для детей, подростков 8(3022)28-33-22 (круглосуточно)
- Кризисный центр ГКУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского» 8-800-250-43-31
- Общенациональный телефон доверия для пострадавших от насилия в семье 8-800-7000-600
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) г.Чита 8-914-352-99-56
- Государственное Казенное Учреждение «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» 8(3022)32-48-65
- ПДН ОП «Северный» УМВД России по г. Чите (подразделение по делам несовершеннолетних) 8(3022)20-20-02
- ГКУ «Краевой центр занятости населения Забайкальского края» 8(3022)35-68-60
- Помощник прокурора Центрального района г. Читы 8(3022)23-85-15
Советы педагога-психолога родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
— уверенность, базирующуюся на объективной самооценке ;
— понимание достоинств и недостатков в самом себе и окружающих;
— интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
— уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
— привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
— умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов
«Информация с сайта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Отцовство – твой главный жизненный проект!
Успейте увидеть, о чем молчит подросток!
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии
— Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
— Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
— Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
— Будьте практичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
— Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
— Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
— Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
— Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
— Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
Как относиться к отметкам ребенка ?
— Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать, чтобы быть в ваших глазах хорошим
— Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
— Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
— Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
— Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Если есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
— Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
— Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
— Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
— Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
— ребенка бьют;
— над ребенком зло шутят;
— над ребенком издеваются;
— ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
— родители пьют и устраивают дебош;
— родители нетребовательны и не авторитетны для своего ребенка;
— родители ребенку не доверяют;
— вход в дом закрыт для друзей ребенка;
— родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой- то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше -становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связанно с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечение играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний. В период кризиса 7 лет проявляется т.н. обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет проявляется логика чувств. Такое усложнение эмоционально – мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного – источник бурной радости, для другого – разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим – как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний – влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.
Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связанна с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что – то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность в поведении ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будет в значительной мере сохранять открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.
Такие внешние особенности как: кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Наибольшее значение для развития жизненного мира (мир в котором «живет» ребенок, внутренний мир) имеет ведущая деятельность – главная сторона жизни. У младших школьников это учебная деятельность, либо – при неблагоприятном развитии – какая – либо другая деятельность, опосредованная учебой. Помимо учебы формирование жизненного мира определяется в младшем школьном возрасте и другими значимыми сторонами жизни. Важную роль играет общение, прежде всего общение с одноклассниками. Наряду с привязанностью к родителям и другим близким родственникам уже в это время может зародиться дружба с кем – либо из сверстников.
Младший школьный возраст
(от 7 до 11 лет)
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
1. Развитие теоретического мышления
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связанна с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предмета. Надо показать ребенку, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-4-му классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.
Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться и таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Рефлексия – это процесс самопознания своих внутренних актов и состояний.
2. Память становится мыслящей
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направления:
• Усиливается роль и удельный вес словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным);
• Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
У младших школьников более развита наглядно – образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, этому надо учить), еще плохо владея речью, ему легче заучит все, чем воспроизводить своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материалы на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором времени, то материал запоминается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.
3.Восприятие становится думающим
В процессе обучения восприятие становится:
1) более анализирующим,
2) более дифференцирующим,
3) принимает характер организованного наблюдения,
4) изменяется роль слова в восприятии (у первоклассников слово по преимуществу несет функцию названия, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово – название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу).
Развитие восприятия не проходит само по собой. В развитии восприятия учащихся немалую роль могут сыграть и родители, организуя занятия с детьми. Одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.
4. Внимание становится произвольным
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя). В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированными устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
5. Складывается характер
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности; капризность, упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо». К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость.
Памятка родителям от ребенка
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2.Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большой готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «побед».
7. Не расстраивайтесь слишком сильно когда я говорю «Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».
9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
10. Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.
11. Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным.
13. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
14. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
16. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почем поступаю так, а не иначе.
17. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
18.Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
19. Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
20. Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих – невпроворот.
21. Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
22. Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
23.Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
24. В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
«Родители меня не понимают. Или как услышать подростка»
«Понимание — начало согласия».
Спиноза.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Мы познакомимся с одним из таких приёмов, и называется он активное слушание.
Умение слушать — навык, необходимый каждому человеку. Часто мы неправильно истолковываем этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если Ваш собеседник — подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать?
Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребёнок (подросток), расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, — то есть, когда у него эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию:
Например, сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если Вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок.
Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться — ни копейки от меня не получишь!»), морали, нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт Вас слышать), критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!»), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»)
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций.
Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А на самом деле — выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более.
Как этого избежать? Используя приём активного слушания.
Рассмотрим его на том же примере.
Сын (бросая портфель, со злостью): «Не пойду я больше в эту школу!»
Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза): «Ты не хочешь больше ходить в школу».
Сын (раздражённо): «Там математичка ко мне цепляется!»
Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое ребёнком, используя утвердительную форму высказывания): «Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики».
Сын (с обидой): «Я сам эту контрольную сделал, а она говорит — списал!»
Родитель: «Я понимаю тебя, это действительно обидно».
Сын: «Вечно она ко мне придирается…»
Родитель: «Думаю, я тоже расстроилась бы…»
Сын: «Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что я и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!» Как Вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова ни была ситуация, наша цель — не критическая оценка происходящего, не поиск решения не своей, в общем-то, проблемы.
Итак, основные правила активного слушания:
1.Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне.
2.Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
3.Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
4.Обозначать чувства, испытываемые ребёнком.
Результаты применения активного слушания:
1.Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
2.Убедившись, что взрослый готов слушать, ребёнок рассказывает о себе всё больше.
3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
4.Ребёнок тоже начинает нас слушать и слышать.
5.Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей.
И в заключение хочется добавить, что активное слушание — это не способ добиться чего-то от ребёнка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем.